Школьное соуправление и самоуправление
В ГБОУ СОШ № 316 Фрунзенского района Сантк-Петербурга самоуправление организовано с целью предоставить ребятам возможность занять позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами в школе и действовали как хозяева.
Задача организовать реально функционирующее детское самоуправление, когда:
-
значимая часть дел коллектива (класса, параллели, школы) организуется детьми, а не взрослыми (взрослые могут помогать детям-организаторам, но не делать за них);
-
дети сами или вместе со взрослыми определяют, что сейчас нужно коллективу (реализовать социальный проект в детском доме или устроить вечер песни), сами решают вопросы и раздают друг другу необходимые поручения;
-
когда у детей есть возможность повлиять на дальнейший путь развития коллектива.
Ученическое самоуправление и соуправление организуется в формате Имитационной игры "Мы Д.О.М." и осуществляется на основании положения о СОВЕТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, разработанного в соответствии со следующими документами:
-
Закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации", Законом Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года № 461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге",
-
Конвенция ООН о правах ребенка;
-
Устав ГБОУ СОШ №316 Фрунзенского района Санкт-Петербурга;
-
с Письмо Минобрнауки России от 14.02.2014 N ВК-262/09 "О методических рекомендациях о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях".
Положение о совете обучающихся
Самоуправление в основной и средней школе организуется:
на уровне школы:
-
через деятельность выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета мотивированного мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
-
через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для обучающихся информации и получения обратной связи от классных коллективов;
-
через работу постоянно действующего школьного актива обучающихся, инициирующего и организующего проведение значимых для обучающихся событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов и т.п.);
-
через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
-
через деятельность Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
на уровне классов:
-
через деятельность выборных по инициативе обучающихся класса лидеров (Сенаторов и их заместителей, советников комитетов, дежурных командиров и т.д.), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой органов самоуправления и классных руководителей;
-
через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (Комитеты: по образованию и науке, дисциплинарно-правовой, культурно-досуговый, социально-экологический, спортивно-патриотический).
на индивидуальном уровне:
-
через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
-
через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, своих функций, ответственности и т.д.
Соуправление в начальной школе организуется
на уровне школы:
- через чередование традиционных поручений (ЧТП), создаваемого для участия каждого школьника;
- по вопросам участия в делах школы и соуправления («Совет дела»);
- взаимодействие со старшеклассниками;
- через деятельность вожатых-волонтеров, объединяющих инициативных обучающихся классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов
на уровне классов:
- через деятельность «Совета дела» представляющего интересы класса в общешкольных делах и призванного информировать об основных общешкольных делах
на индивидуальном уровне:
- через чередование традиционных поручений (ЧТП), наставничество, вовлечение младших школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, растениями и т.п.
Имитационная игра
«Мы Д.О.М. - Дети Общего Мира»
/введение игрового сюжета в школьный уклад/
Игровой сюжет, комплексно внедряется во всю структуру школьного уклада, разработанный с целью формирования у школьников гражданской самоидентичности, как гражданина России, как носителя наследия и традиций страны, но при этом понимающий структурное строение государства и знающий формы взаимоотношений в гражданском обществе.
Сюжет, взятый за основу, это отражение в школьном сообществе адаптированной модели гражданского общества Российской Федерации, где взрослые и подростки в процессе свободных взаимоотношений друг с другом выражают свою волю, реализуют свои интересы, удовлетворяют свои образовательные потребности. Такая модель дает опыт развития самоуправленческих начал в деятельности подростков.
Организация школьного уклада и работы школьного самоуправления осуществляется на основе:
- положения о внутреннем распорядке школы для обучающихся,
- положения о совете обучающихся и планом его работы,
- годового календарного графика школы,
- учебного и воспитательного планов работы школы на текущий учебный год,
- планов работы школьных комитетов.
Школьное самоуправление и соуправление представлено в иерархической схеме, отражающей упрощенную структуру государственной власти нашей страны:
- Совет федерации – это законодательный и совещательный орган власти, совет обучающихся. В его структуру входят Сенаторы 4-11 классов, представляющие интересы класса в Совете Федерации - лидеры классов избранные одноклассниками голосованием, сроком на 1 год. Заседания Совета федерации проходят один раз в четверть (4 раза в год), и промежуточные заседания по мере необходимости.
- Государственный совет - его функцию берет на себя педагогический совет.
- Исполнительная палата - является исполнительным органом, в состав которой входят главы пяти Комитетов (по образованию и науке, дисциплинарно-правовой, культурно-досуговый, социально-экологический, спортивно-патриотический). В комитеты входят советники сенатора – выборные представители классов в каждом направлении.
АКТИВ КЛАССА
Актив класса входят: сенатор (староста), заместитель (помошник) сенатора, советники пяти комитетов (всего 7 человек от класса).
Каждый обучающийся занявший выборную должность (сенатор, советники) знакомится с её функционалом и берет на себя определенные обязанности по организации активной жизни класса в общем школьном укладе. Возможность таких социальных проб развивает навыки социализации, практику межличностного общения с людьми разных социальных статусов и ролей.
Каждому ребенку предоставляется возможность попробовать себя в нескольких ролях, воспитывается ответственность и за себя и за других, ребята учатся «не боятся» обратиться с вопросом или с предложением, развиваются организаторские способности, появляется опыт отстаивания своего мнения, за счет разностороннего общения укрепляются дружеские связи в каждом классе.
СЕНАТОР - староста, главный помощник классного руководителя и самостоятельный лидер:
- организует и проверяет работу по организации социальной и учебной жизни класса в школе;
- повышает активность класса в участии мероприятий школы, района, города;
- несет ответственность за своевременное исполнение поручений;
- проверяет журналы поручений и нарушений, опозданий;
- проверяет выполнение плана работы комитетов на уровне класса и школы, их своевременное выполнение поручений, дел, ведение отчетности советниками и анализирует их работу.
/ Сенатор, представляет интересы класса в Совете обучающихся (Совет Федерации), может участвовать в соуправлении школой, на основании устава ГБОУ СОШ №316, совместно с администрацией школы и представителями совета родителей /
Куратор Совета обучающихся - Александрова Ева Александровна, заместитель директора по воспитательной работе.
КОМИТЕТЫ:
Комитет является исполнительным органом, каждый куратор комитетов 1-2 раза в четверть проводит сборы советников, определяя план и содержание работы комитета на четверть, давая поручения по подготовке тех или иных мероприятий, обучая анализу данных, планированию и организации. В каждом комитете избирается Глава из числа советников 5-11 классов сроком на 1 год.
- Комитет по образованию и науке (советник привлекает одноклассников к участию в олимпиадах; в предметных, научно-исследовательских, проектных конкурсах, ведет учёт результативности участия и помогает классному руководителю вести портфолио класса и учеников; отслеживает успеваемость класса; организует помощь ребятам отстающим в учёбе)
Куратор комитета по науке и образованию - Королькова Александра Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе (кабинет 210).
- Дисциплинарно-правовой комитет (следит за соблюдением дисциплины на уроках; за соблюдением классом правил внутреннего распорядка, положения о внешнем виде, положения о пользовании учебниками, правил пользования мобильными телефонами и т.д.; разбирает вопросы обязанностей учеников, правовых отношений школьного сообщества, прав детей в семье и социуме)
Куратор по дисциплинарным вопросам Бровкина Екатерина Павловна, учитель ИЗО, учитель истории Санкт-Петербурга (кабинет 208).
Куратор по правовым вопросам – Пятаева Екатерина Леонидовна, учитель истории и обществознания (кабинет 206).
- Культурно-досуговый комитет (советники по культуре и досугу привлекают класс к активному участию в культурных и массовых мероприятиях школы и района; участвуют в творческой подготовки выступлений класса, в написании сценариев, подготовке реквизита, организации репетиций и т.д.; освещают в школьном сообществе и СМИ интересные события из жизни класса, регулярно информируют класс о мероприятиях)
Куратор по досугу и культуре – Малышина Марина Николаевна, педагог-организатор, учитель музыки (кабинет 309).
- Социально-экологический комитет (советник привлекает класс к участию в социальных, благотворительных профилактических и волонтерских акциях, помогает в реализации социальных и гражданских инициатив одноклассников; курирует участие классов в школьных, районных, городских, экологических акциях, исследованиях по вопросам здоровья школьника и экологии человека)
Куратор по социальным вопросам – Горюнов Андрей Владимирович педагог-психолог, социальный педагог (кабинет 309).
- Спортивно-патриотический комитет (советники формируют спортивный резерв школы, курируя степень спортивной активности класса внутри и вне школы; участвуют в формировании команд для соревнований различного уровня; активно занимаются патриотической деятельностью)
Куратор по спорту и патриотическому воспитанию – Жуков Дмитрий Евгеньевич, учитель физической культуры (кабинет 110).
Куратор Зала боевой славы - Зленко Анастасия Витальевна, учитель истории и обществознания.
Каждый комитет, являясь исполнительным органом, создает и реализует свой план работы на учебный год.
Классный уголок
Классный уголок - оформляется ежегодно, включает в себя следующую обязательную информацию:
- Название класса - ступень и буква, + электронный адрес сообщества класса (ВК, Google class и т.д. - можно QR-код) + адреса сообществ Школы в ВКонтакте
- Список актива: сенатор-староста - 1 чел., заместитель старосты - 1 чел., советники комитетов - 5 чел. (по желанию можно выбрать заместителей советников)
- Список класса или общее фото (по желанию - дни рождения)
- Традиции класса
- Расписание уроков и внеурочной деятельности
- График дежурства
- План мероприятий, в которых участвует класс, на текущую четверть
- Новости/достижения
ГБОУ СОШ № 316 Санкт-Петербургhttps://vk.com/school316spb |
РДШ | Школа № 316https://vk.com/rdsh_school316spb |
Служба Сопровождения ГБОУ СОШ №316https://vk.com/soprovozhdenie316 |
Школьный спортивный клуб «Куб’ОК»https://vk.com/shskkubok |