Размер шрифта:

 
 
Внимание: первоклассник!
Доступная среда / Внимание: первоклассник! / Прием в школу / Надомное обучение / Безопасность жизнедеятельности 

эмблема школы

Некоторые пожелания родителям первоклассников дает воспитатель группы продленного дня первых классов Долотова Галина Геннадьевна 

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого человека. Начало школьного обучения кардинально меняет весь их образ жизни. Свойственные дошкольникам беззаботность и погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений: теперь ребенок должен систематически трудиться, четко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и воспитателя, аккуратно делать задания. Другими словами, он должен адаптироваться к школе, т.е. приспособиться к новым условиям существования, к новому виду деятельности (учебной), к новым контактам и нагрузкам. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость школьника в последующие годы.

Период адаптации к школе может длиться от двух – трех недель до полугода. Для периода адаптации характерны изменения в поведении: нарушаются сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость, несвойственное ребёнку многословие или, наоборот, молчаливость и др. Это всё внешние проявления крайнего нервного напряжения. Дети чаще и длительнее болеют.

Чтобы безболезненно пережить начало школьной жизни, которое без сомнения является стрессом для ребенка, попробуйте использовать следующие приемы, особенно, если сразу после занятий остается в группе продленного дня:

  • С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему.
  • Ласково, без нравоучений проводите малыша в школу. Покажите ему путь от дома до школы.
  • Встречая ребенка, расспросите его о школьных делах, похвалите, поддержите. Не расстраивайтесь, если ребёнок поначалу не будет много говорить о школе. Столько эмоций, впечатлений, что ему трудно пока обобщить весь оббьем новой информации.
  • При появлении первых трудностей, старайтесь найти, за что вы можете похвалить, а не покритиковать ребёнка.
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Это может привести к формированию низкой самооценки или к озлоблению.
  • Если учитель или воспитатель предъявляет претензии к вашему ребёнку, не ругайте его в школе, а позже дома спокойно объясните ему, в чем он не прав.
  • Не позволяйте ребёнку замыкаться на школьных неудачах, подчеркивайте важность познания нового и интересного. Вне школы найдите такую форму деятельности, где ваш ребёнок сможет проявить свои способности, обретет уверенность в себе.
  • Обязательно найдите общий язык с учителем и воспитателем, будьте в курсе всех удач и неудач вашего ребёнка.

Если ребёнок будет посещать группу продленного дня (т.е. находиться в школе с утра и до вечера) советую обязательное соблюдение режима дня особенно в выходные. Он помогает ребенку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает его нервную систему от переутомления.

Продолжительность сна первоклассника составляет: 11 – 11,5 часов в сутки (включая 1 – 1,5 часа днем). Важно, чтобы ребенок ложился спать и вставал в одно и то же время, - это обеспечивает легкое засыпание и пробуждение. Чтобы сон был глубоким и спокойным, не допускайте перед сном активных игр, просмотра фильмов и телепередач. В помещении, где засыпает ребёнок, создайте спокойную обстановку: выключите яркий свет и телевизор, прекратите громкие разговоры. Приучайте его выполнять перед сном все гигиенические процедуры.

Не забывайте об утренней гимнастике, которая способствует вхождению в ритм рабочего дня. Проводиться она должна регулярно.

Для нормального роста и развития ребёнка требуется регулярное, полноценное питание. Важно питаться примерно в одно и то же время. Ребёнка 7 – 10 лет рекомендуется кормить не реже 4 раз в день, примерно через каждые 3 – 4 часа.

Отдых должен быть активным. Первоклассник должен находиться на открытом воздухе минимум 3 – 3,5 часа в день. Ни в коем случае, нельзя лишать прогулки в наказание.

В режиме дня должны быть предусмотрены определенные часы для занятий, для выполнения рекомендаций учителя. Оптимальное время: 16:00 – 18:00 часов.

У ребёнка должно быть обязательно свободное время, которое он может использовать для занятий по интересам, 1 – 1,5 часа в день. В это время дети читают, рисуют, смотрят телевизор, играют на компьютере и т.д.

Не забудьте включить в режим дня школьника посещение кружков или спортивных секций, выполнение домашних поручений.

Чтобы ребёнок привык соблюдать режим дня, составьте его вместе с ним, учитывая его пожелания. В первые недели помогайте ему осваиваться, не поощряйте необоснованного выполнения режима и обязательно хвалите ребёнка за его старание, прилежание.

Далее рассмотрим преимущества и недостатки группы продленного дня

Преимущества

Группу продленного дня ребёнок посещает во второй половине дня, после уроков. Здесь он находится под присмотром квалифицированного воспитателя, имеет полноценный обед, обязательно погуляет в хорошую погоду, сможет посетить различные кружки и спортивные секции, приготовит уроки под руководством педагога, поиграет с одноклассниками, просто пообщается с ними во внеурочное время. Если вам приходится выбирать между группой продленного дня и тем, что ребёнок будет находиться один до вечера, то, пожалуй, стоит выбрать первое. Вы будете гораздо спокойнее работать, зная, что ваш ребёнок защищен от различных неприятностей.

Недостатки

Группа продленного дня чаще всего состоит из 30 и более человек. Ребёнок вынужден находиться в детском коллективе (иногда очень шумном, беспокойном, конфликтном) целый день. Нервная система младшего школьника, особенно первоклассника, испытывает огромные нагрузки. Многие дети (в зависимости от типа нервной системы, темперамента) устают к концу первой половины дня, перевозбуждаются от учебной деятельности, различных эмоций. Они становятся плаксивыми, раздражительными, неуправляемыми. После уроков им необходимо сменить обстановку, побыть в тишине, заняться тихими играми в одиночестве, что вряд ли достижимо в группе продленного дня. Сложнее всего приходится гиперактивным детям. Сразу даю несколько рекомендаций родителям:

  • В отношении с ребёнком придерживаться «позитивной модели».
  • Избегать повторения слов «нет» и «нельзя».
  • Говорить сдержанно, спокойно и мягко.
  • Давать ребёнку только одно задание на определенное время, чтобы он мог его завершить.
  • Для подкрепления устных инструкций использовать зрительные стимуляции.
  • Поощрять за виды деятельности, которые требуют концентрации внимания (кубики, пазлы, чтение, шахматы, шашки).
  • Поддерживать дома чёткий распорядок дня.
  • Избегать по возможности скопления людей (магазины, рынки и т.п.)
  • Избегать беспокойных и шумных приятелей.
  • Оберегать от утомления, дозировать время.
  • Во время игры ограничиваться одним партнером.
  • Давать возможность расходовать избыточную энергию (ежедневная физическая активность на свежем воздухе).

Если у вас есть возможность забирать ребёнка после уроков или хотя бы после обеда, обязательно её используйте. Таким образом, вы оградите нервную систему ребёнка от лишних стрессов и психических нагрузок.

Постепенно дети привыкнут к ритму школьной жизни, будут меньше уставать, у них всегда будет хорошее, ровное настроение, они будут охотно общаться с родителями и сверстниками, появится готовность выполнять поручения, выходящие за рамки учебы.

Воспитатель группы продленного дня первых классов Долотова Галина Геннадьевна

Государственные услуги
Портал Наш Санкт-Петербург
Портал Наш Санкт-Петербург
Интересное
Единый государственный экзамен
ЕГЭ